Двигатели нового поколения

Банк поддержал проекты ОДК, от которых зависит технологический суверенитет страны в области авиации и энергетики.

При финансовой поддержке НОВИКОМа реализуются государственные программы по наращиванию производства и выпуску продукции для российских гражданских и транспортных самолетов. Банк финансирует текущую деятельность Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, входит в Ростех) и ее ключевых предприятий.

В 2024 году в ходе ПМЭФ и Международного военно‑технического форума «Армия» Банк заключил соглашения с предприятиями ОДК на общую сумму 65,5 млрд рублей. При финансовой поддержке НОВИКОМа реализуется ряд инновационных высокотехнологичных проектов, в том числе по созданию авиационных, вертолетных двигателей, газотурбинных и газоперекачивающих установок.

ОДК – флагман отечественного двигателестроения. Корпорация специализируется на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для авиации, космических программ, а также для нефтегазовой промышленности и энергетики.

«Продукция ОДК имеет важнейшее значение для множества стратегических проектов, от которых зависит прорывное развитие отечественной промышленности. Для реализации задач, стоящих перед партнерами, мы готовы предоставить максимальный набор эффективных финансовых инструментов».

Елена Георгиева
Председатель Правления Банка НОВИКОМ, куратор Воронежского регионального отделения СоюзМаш России

Вертолетные двигатели типа
ВК‑2500
Авиационные двигатели
ПД‑8, ПД‑14
Газотурбинные энергетические и газоперекачивающие установки
65,5 млрд рублей
общая сумма соглашений, заключенных в 2024 году с предприятиями ОДК
Двигатели нового поколения

Проекты диверсификации

Банк также поддерживал проекты диверсификации в сфере авиастроения, выдавая кредиты по специально разработанной программе целевого заемного финансирования комплексной программы развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года.

В 2024 году НОВИКОМ продолжил финансировать следующие проекты федерального уровня:

«Разработка и запуск в серийное производство доступного современного семейства автомобилей LADA Iskra на новой локализованной платформе»;

«Суверенизация выпуска вагонов метро, в том числе локализация выпуска ключевых компонентов»;

«Создание и модернизация серийного производства магистральных и маневровых локомотивов»;

«Оказание услуг по обеспечению бесперебойного функционирования оборудования, входящего в состав интеллектуальной транспортной системы города Москвы и ее ремонта в случаях возникновения аварийных ситуаций»;

«Создание мобильного инспекционно‑досмотрового комплекса нового поколения на базе автомобиля КАМАЗ»;

«Строительство и последующая эксплуатация комплексов переработки отходов на территории Московской области»;

«Поставка в 2024 году универсальных люковых полувагонов».

Финансовая поддержка предприятий Госкорпорации

~90 млрд рублей
средний объем льготного кредитования предприятий Госкорпорации в 2024 году

Клиентская база Банка в полной мере отражает основные направления развития российской экономики, нацеленные в первую очередь на модернизацию промышленности и активизацию деятельности в реальном секторе экономики, который определяет промышленный потенциал России. Приоритетом Банка в отчетном периоде оставалось укрепление взаимоотношений со стратегическими партнерами – Госкорпорацией, предприятиями промышленности и транспорта.

Финансирование компаний Госкорпорации в 2024 году

42  млрд рублей

Предоставление кредитов предприятиям, выполняющим контракты в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ) в рамках собственной программы льготного финансирования по процентной ставке, не превышающей 2/5 ключевой ставки Банка России.

>45 млрд рублей

Опережающее финансирование контрактов ГОЗ по ставке 5,5% годовых с субсидированием предприятий. Средства выделены по Государственной программе для целей выполнения ГОЗ в части поставок воздушных судов в рамках ГОЗ программы вооружения на 2018–2027 годы.

~182 млн рублей

Реализация проектов / программ по цифровой трансформации на основе российских ИT-решений.

3 млрд рублей

Предоставление льготных кредитов для реализации инвестиционных проектов, направленных на производство приоритетной продукции2 в рамках открытых лимитов финансирования, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 295, на общую сумму 10,1 млрд рублей.

2,3  млрд рублей

Финансирование затрат, связанных с исполнением контрактов по опережающему производству электронной компонентной базы.

500 млн рублей

Предоставление финансирования затрат по государственному контракту строительства областного родильного дома в Магадане с женской консультацией и дневным стационаром с целью досрочного исполнения контракта.

В результате проведенной Банком работы средний за 2024 год объем кредитного портфеля, предоставленного предприятиям Госкорпорации по льготным ставкам, составил около 90 млрд рублей, что позволило им сократить расходы на банковское сопровождение на общую сумму свыше 12 млрд рублей.

По итогам 2024 года сумма гарантий Банка в пользу ФРП по проектам, реализуемым предприятиями Госкорпорации с использованием льготных займов фонда, составила порядка 50 млрд рублей.

Самые масштабные проекты, реализуемые с привлечением льготных займов:

организация производства КАМАЗ рядных двигателей рабочим объемом 13 л, локализация штампованных деталей кабины, коленчатого вала двигателей и глушителей‑нейтрализаторов для двигателей, создание нового серийного производства каркасных деталей грузовых автомобилей;

модернизация производств ПАО «АВТОВАЗ» для увеличения производительности до 500 тыс. автомобилей в год и локализация производства валов приводных передних в сборе (с шарнирами равных угловых скоростей) для легковых автомобилей;

разработка технологии и производство мотогондол для новейших турбореактивных двигателей ПД‑8 и ПД‑14 для оснащения российских среднемагистральных узкофюзеляжных пассажирских самолетов МС‑21 и SJ‑100.

Поддержка промышленности

~55 млрд рублей
объем кредитов, заключенных в рамках государственной поддержки
~53 млрд рублей
портфель банковских гарантий в пользу ФРП (включая региональные)

НОВИКОМ является активным участником реализуемых государством мер поддержки промышленности. В рамках этого направления Банк взаимодействует со следующими федеральными органами исполнительной власти и институтами развития:

  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России);
  • Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России);
  • Государственная корпорация развития «ВЭБ. РФ»;
  • АО «Российский экспортный центр»;
  • АО «ДОМ.РФ»;
  • АО «Корпорация «МСП»;
  • ФГАУ «Российский фонд технологического развития» (Фонд развития промышленности);
  • Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области;
  • Московский фонд поддержки промышленности и предпринимательства;
  • Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций Нижегородской области;
  • Фонд развития промышленности Пензенской области;
  • Региональный фонд развития промышленности Ростовской области;
  • Фонд развития промышленности Новосибирской области;
  • Фонд развития промышленности Челябинской области;
  • Государственный фонд развития промышленности Самарской области;
  • Фонд развития промышленности Омской области;
  • Региональный фонд развития промышленности Воронежской области.

Меры государственной поддержки в кредитно‑гарантийном портфеле Банка в 2024 году

  • Льготное финансирование на реализацию инвестиционных проектов, направленных на производство приоритетной продукции (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2023 года № 295, Решение Минпромторга России от 24 июля 2024 года №24-64132-01596-Р).
  • Реализация проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2023 года № 603).
  • Льготное финансирование на приобретение приоритетной для импорта продукции (Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2022 года № 895, Решение Минпромторга России от 4 октября 2024 года № 23‑60918‑01011‑Р).
  • Льготное финансирование подрядных организаций на досрочное исполнение контрактов (Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года № 2438).
  • Льготное финансирование проектов по цифровой трансформации, реализуемых на базе российских ИТ‑решений (Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 года № 1598, Решение Минцифры России от 19 декабря 2023 года № 22‑66809‑00415‑Р).
  • Льготное финансирование на приобретение объектов недвижимости для организации промышленного производства (программа «Промышленная ипотека») (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2022 года № 1570, Решение Минпромторга России от 26 сентября 2024 года № 23‑60109‑00982‑Р).
  • Льготное кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области (Постановление Правительства Московской области от 25 октября 2016 года № 788/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Предпринимательство Подмосковья» на 2017–2021 годы»).
  • Льготное кредитование проектов, направленных на экспорт продукции (экспортеров и покупателей данной продукции) (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 года № 191, Решение Минпромторга России от 21 мая 2024 года № 22‑60329‑00253‑Р).
  • Льготное финансирование организаций, обеспечивающих развитие экономического потенциала города Москвы (Постановление Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года № 1820‑ПП).
  • Программы Фонда развития промышленности и региональных фондов развития промышленности (как банк‑гарант, а также в части обеспечения расходования заемщиками целевых средств, предоставляемых ФРП).
  • Программа ФРП по продаже (уступке) прав требования по предоставленным займам.
  • Иные программы.